вторник, 27 октября 2009 г.

Отчет комиссии за 2008 год

ОТЧЕТ КОМИССИИ ЗА 2008 ГОД

Как известно, в декабре 2007 года прошел первый в истории независимого Кыргызстана Съезд журналистов. В нем принимали участие около 120 делегатов от СМИ и медиа НПО всех регионов страны. Этот съезд стал попыткой журналистского сообщества разобраться со своими проблемами и найти приемлемый для себя путь решения этих проблем. Делегаты посчитали, что отечественная журналистика должна еще раз попробовать утвердить сама для себя этические нормы, которые помогали бы ей профессионально исполнять свой профессиональный долг – информировать общество. Съезд решил, что нам нужен свой единый Этический кодекс журналиста Кыргызстана. Его текст был обсужден и принят на этом съезде.

Кроме того, делегаты Съезда решили, что журналистика Кыргызстана могла бы самостоятельно регулировать себя, не дожидаясь, когда этим займется государство. Идея саморегулирования журналистской деятельности была не нова для СМИ Кыргызстана. Такая попытка делалась в 2003 году под непосредственным руководством пресс-службы Президента Кыргызстана. Однако тогда появление органа саморегулирования – Медиа-совета – не было осознанным желанием журналистского сообщества. Фактически эту идею нам навязали. В 2007 году на Съезде делегаты от СМИ и медиа НПО вполне осознанно решили, что журналистика Кыргызстана должна попробовать встать на путь саморегулирования. Тогда сомнения о жизнеспособности идеи саморегулирования журналистской деятельности в Кыргызстане были достаточно сильными и, видимо, обоснованными. Однако участники Съезда согласились с тезисом, что надо начинать шаг за шагом двигаться к саморегулированию. Ведь эффективное саморегулирование на основе Этического кодекса – это показатель зрелости, как всего журналистского сообщества страны, так и каждого конкретного журналиста. Все отдавали себе отчет, что Этический кодекс и орган саморегулирования не будут восприняты на «ура». Предстоит долгая и активная борьба, прежде чем и то, и другое начнет работать в Кыргызстане. Итак, решение было принято. Съезд учредил орган саморегулирования журналисткой деятельности – Комиссию по рассмотрению жалоб на СМИ, избрал состав Комиссии и поставил перед ней четыре основные задачи:

1. Комиссия должна рассматривать жалобы и разрешать информационные конфликты между потребителями информации и СМИ досудебным способом;
2. Комиссия должна вести работу по культивации этических норм и правил в среде действующих журналистов;
3. Комиссия должна вести образовательную работу и работу по культивации этических норм и правил в студенческой среде;
4. Комиссия должна вести работу по консолидации журналистского сообщества.

Комиссия не является цензурным или надзорным органом в сфере журналистики. Комиссия – это орган, который помогает журналистам профессионально и с минимальными рисками выполнять свой профессиональный долг.
И теперь позвольте рассказать о том, как Комиссия работала и как будет работать в направлениях, указанных Съездом.

Рассмотрение информационных конфликтов между СМИ и потребителями информации досудебным способом

Разрешение информационных конфликтов является основополагающей задачей всех органов саморегулирования журналистской деятельности в мире. Комиссия - не исключение. При этом Комиссия не является цензурным или надзорным органом в сфере журналистики. Это орган, который помогает журналистам профессионально и с минимальными рисками выполнять свой профессиональный долг.
Основой для рассмотрения информационных конфликтов является Этический кодекс журналиста Кыргызстана. Получая жалобу, Комиссия должна решить, имело ли место нарушение Этического кодекса. Если имело, то насколько серьезным оно было. Все процедуры рассмотрения жалоб и принятия решений расписаны в Положении о Комиссии по рассмотрению жалоб на СМИ. Первым этапом является предварительное рассмотрение жалобы. Смысл этого этапа в том, чтобы определить, может ли Комиссия принимать жалобу, или конфликтная ситуация не входит в зону ответственности органа саморегулирования.
На втором этапе жалоба рассматривается по существу. Комиссия стремиться, чтобы рассмотрение жалобы происходило в присутствии обеих сторон. Такая практика обусловлена тем, что мы стремимся наладить отношения между двумя конфликтующими сторонами. Комиссия – не карательный орган, для которого важно вынести решение по каждой жалобе. Для нынешнего состава Комиссии важно именно примирение сторон. К сожалению, Комиссии не всегда удавалось рассматривать жалобы именно в таком формате. Но мы намерены и в дальнейшем придерживаться этого формата.
Третий этап – вынесение решения. В соответствии с Положением о Комиссии мы можем выносить три вида решения.

1. Предупреждение. Применяется в случаях, когда Комиссия расценила нарушение норм журналистской этики журналистом или органом СМИ, которое стало объектом рассмотрения Комиссии, как непреднамеренную ошибку. Предупреждение не является обязательным для публикации, оно посылается журналисту, руководителю СМИ и лицу, обратившемуся с заявлением.
2. Заявление Комиссии. Принимается в случаях, когда действия журналиста или СМИ расценивается Комиссией как существенно нарушившие нормы журналистской этики. Заявление Комиссии посылается журналистам, руководителям СМИ, которые стали объектом слушаний Комиссии; лицу, которое обратилось с заявлением; распространяется среди журналистов, подписавших Этический кодекс журналиста Кыргызстана. СМИ обнародуют или не обнародуют Заявление на свое усмотрение.
3. Заявление в форме общественного порицания. Употребляется в случаях, когда действия журналистов или СМИ расцениваются Комиссией как сознательное нарушение норм журналисткой этики и являются абсолютно несовместимыми с понятием профессиональной журналистики. Заявление Комиссии в форме общественного порицания распространяются как можно шире всеми доступными Комиссии средствами. Комиссия прилагает усилия для того, чтобы Заявление о публичном порицании было обнародовано как можно большим количеством СМИ.

Как было сказано выше, для нынешнего состава Комиссии важно примирение конфликтующих сторон. Поэтому Комиссия гибко подходит к рассмотрению каждой жалобы. Не каждое разбирательство жалобы заканчивается вынесением решения. Если стороны достигают «мирового соглашения», то Комиссия ограничивается протоколом, в котором подробно расписывает ситуацию.
Много споров вызывает то, насколько действенными являются решения Комиссии. Причем, именно сотрудники СМИ часто говорят о том, что решения Комиссии должны иметь юридический статус и заканчиваться для провинившихся журналистов каким-либо наказанием. Однако мы настаивали и продолжаем настаивать на том, что Комиссия – это не карательный орган. И ее решения могут иметь только моральные последствия для журналистов, нарушивших профессиональные этические нормы. Журналисты всегда были авангардом и одной из самых сознательных частей общества, людьми, защищающими основы прав и свобод человека и гражданина. Поэтому журналисты, как никто другой, должны ощущать моральную ответственность за свои действия. Это один из главных принципов работы Комиссии.
Кроме того, каждая жалоба сразу же становится частью нашего образовательного кейса. То есть все жалобы используются Комиссией в образовательной деятельности, проводимой среди журналистов и студентов. Например, в марте нынешнего года Комиссия в партнерстве с представительством Internews Network в Кыргызстане и ОО TV-club провела тренинг для преподавателей вузов по дисциплине «Профессиональная этика журналиста». В нем принимали участие преподаватели 10 из 12 вузов, готовящих будущих журналистов. Все участники тренинга получили полный набор документов (кейсы) по жалобам, рассмотренным или находящихся в производстве Комиссии. Эти кейсы, надеюсь, будут использованы преподавателями в обучении будущих журналистов. В дальнейшем Комиссия будет не только выносить решения, но и давать комментарии по ним. Это поможет понять логику и обоснование наших решений. Мы считаем важным использование этих кейсов по жалобам в образовательной деятельности потому, что уже сегодня будущий или действующий журналист должен понимать, как и почему ему нельзя поступать завтра.
В упрек Комиссии часто ставят то, что пока количество рассмотренных жалоб не велико. Да, действительно, пока мы не можем сравниться с нашими коллегами, например, из Азербайджана. Там за первые два года работы органа саморегулирования поступило около двух тысяч жалоб. И уж тем более мы не можем сравниться с нашими коллегами из Великобритании, которые практически каждый день рассматривают по одной жалобе. Разнится не только количество рассмотренных жалоб, но и условия работы органов саморегулирования в трех странах. Они категорически разные! Считаю, что для нас маленький, но успех, что за первый год работы Комиссии поступило 7 жалоб. Признаться, мы опасались, что жалоб не будет вообще. В стране, где не было культуры саморегулирования и досудебного рассмотрения информационных споров, а этика в журналистике еле жива – это шаг вперед. Ведь проблема не только в том, что СМИ не хотят рассматривать жалобы в Комиссии и принимать решения по итогам этих рассмотрений. Проблема еще и в том, что политик и простые граждане предпочитает разбираться с журналистами в судах.
Однако, если Комиссия не будет сбавлять оборотов, а журналистское сообщество и в первую очередь правительственные, государственные, крупные печатные СМИ страны поддержат идею саморегулирования, то общество довольно быстро сориентируется и откажется от судебного преследования журналистов. И уже в этом году эта тенденция может окрепнуть. За первые три месяца 2009 года поступило четыре жалобы, еще четыре жалобы, если ситуация сложиться в нашу пользу, будут поданы в Комиссию в ближайшее время.
Кроме того, в Комиссию поступает довольно много обращений. Только в 2008 году их было около 70. Зачастую это жалобы на качество полиграфии, звука, изображения, правдивость рекламы. Все эти вопросы не входят в зону ответственности Комиссии. Однако бывают и довольно серьезные случаи. Например, один из журналистов готов был подать жалобу с обвинением в плагиате на газету «Де-факто». Газета предпочла решить вопрос без широкой огласки. Другой журналист обвинял в плагиате российского коллегу. Были обращения по поводу действий журналистов при освещении последствий прошлогодней авиакатастрофы, по освещению жизни секс-работниц, сексуальных меньшинств. Некоторые государственные органы первоначально хотели обратиться в Комиссию с жалобами, но потом решили все спорные моменты со СМИ самостоятельно.
Возможно, эти цифры кажутся несущественными. Но, подчеркиваю, что для страны, где укоренилась традиция разбирательства с журналистами в судах, свободы СМИ все меньше, а журналистика становятся все менее этичной – это не самый плохой старт.
Теперь о жалобах, которые были рассмотрены Комиссией за отчетный период.

1) Жалоба директора Государственного агентства по делам государственной службы Анвара Рыскулбекова против газеты «Де-факто».

Заявитель был недоволен двумя публикациями в газете «Де-факто» от 07. и 26. 02. 2008, связанными с ДТП, участником которого он стал. Заявитель собирался подать в суд. Но членам Комиссии удалось уговорить А.Рыскулбекова рассмотреть жалобу в досудебном порядке. Газета «Де-факто» тоже согласилась на рассмотрение жалобы в Комиссии.
Заявитель упрекал газету в том, что газета «Де-факто» в первой публикации неверно изложила обстоятельства ДТП с участием А.Рыскулбекова. Во второй публикации газета напечатала опровержение, которое А.Рыскулбеков расценил как «издевательство».
Обе стороны присутствовали на рассмотрении жалобы. Главный редактор газеты «Де-факто» Чолпон Орозобекова согласилась с тем, что газета, получив из анонимного источника информацию о ДТП, не проверила ее.
А.Рыскулбеков был удовлетворен этим признанием и принесенными извинениями. Комиссия вынесла свое решение в форме Заявления, в котором подчеркнула, что газета «Де-факто» должна была проверить полученные из анонимного источника сведения.

2) Жалоба лидера фракции «Ак Жол» Эльмиры Ибраимовой на публикации в газете «Де-факто».

Э.Ибраимова в беседе с председателем Комиссии А.Кулинским сообщила, что недовольна публикациями в газете «Де-факто». В нескольких заметках газета «Де-факто» сообщала о том, что Э.Ибраимова будучи депутатом Жогорку Кенеша, якобы получала зарплату в агентства АРИС, которое возглавляла параллельно с депутатской деятельностью. Это является нарушением законодательства страны. Э.Ибраимова сообщила, что готова предоставить Комиссии и газете «Де-факто» документы, подтверждающие, что она не получает зарплату в агентстве АРИС.
А.Кулинский сообщил о претензиях Э.Ибраимовой главному редактору газеты «Де-факто» Чолпон Орозобековой. Ч.Орозобекова принесла извинения Э.Ибраимовой во время частной встречи. Э.Ибраимова была удовлетворена этими извинениями, о чем сообщила на заседании фракции «Ак Жол».
Комиссия по данному разбирательству ограничилась протоколом.

3) Жалоба Центра поддержки СМИ и ряда газет на действия рекламно-коммерческого агентства НТРК и газеты «КТР-ОБО».

Заявители просили Комиссию дать оценку действиям РКА НТРК и газеты «КТР-ОБО» в связи с обстоятельствами распространения программ передач. РКА НТРК и газета «КТР-ОБО» являлись эксклюзивными владельцами программ передач КТР и Первого канала (Россия) и предоставляли их другим изданиям только за плату, которую заявители считали высокой. Заявители просили Комиссию дать этическую оценку действиям РКА НТРК и газеты «КТР-ОБО».
Комиссия отказала в рассмотрении данной жалобы, так как коммерческие вопросы не входят в зону ответственности Комиссии.

4) Жалоба ТРК «Ош-ТВ» на публикации в газете «Жаны Заман».

Заявитель обратился в Комиссию с просьбой дать оценку двум публикациям в газете «Жаны Заман». Авторы обеих публикаций обвиняли «ОшТВ» в неуважении к государственному языку, содержали ряд фактических неточностей.
Комиссия был вынуждена отказать в рассмотрении жалобы, так как главный редактор газеты «Жаны Заман» скоропостижно скончался. Газета перестала выходить в свет. Комиссия не могла получить необходимых разъяснений для того, чтобы вынести мотивированное решение.

5) Жалоба депутат Жогорку Кенеша Орзубека Назарова на газету «Голос свободы» и ее главного редактора Улугбека Бабакулова.

Депутат О.Назаров обратился в Комиссию с просьбой дать оценку публикации в сентябрьском выпуске газеты «Голос свободы» «Жильё для «жулья» (автор главный редактор Улугбек Бабакулов). Заявитель был недоволен фразой автора, в которой оценивалась способность О.Назарова адекватно рассуждать после травм и нокаутов, полученных во время спортивных соревнований. Заявитель собирался подать в суд. Но потом О.Назаров решил рассмотреть жалобу в досудебном порядке. У.Бабакулов тоже согласился рассматривать жалобу в досудебном порядке.
Обе стороны присутствовали на рассмотрении жалобы. У.Бабакулов в ходе рассмотрения жалобы согласился дать опровержение статьи в газете «Московский Комсомолец в Кыргызстане», которую он возглавлял на тот момент. О.Назаров согласился с этим.
Однако опубликованное опровержение не удовлетворило О.Назарова и Комиссию по рассмотрению жалоб на СМИ. Комиссия продолжает работу по урегулированию данного конфликта.

6) Жалоба заместителя руководителя пресс-службы Жогорку Кенеша Эмиля Ниязова на действия оператора ТВ «СТАН-ТВ» Радика Зюльхитжинова.

Заявитель обратился в Комиссию с просьбой дать этическую оценку действиям оператора ТВ «СТАН-ТВ» Р.Зюльхитжинова 12. 12. 2008 г. В этот день Р.Зюльхитжинов пытался провести видеосъемку заседания парламента в самом зале заседаний не имея при этом постоянной аккредитации. Правила Жогорку Кенеша допускают видеосъемку внутри зала заседаний только для тех операторов, которые имеют постоянную аккредитацию в парламенте и аккредитационный бэйдж.
Р.Зюльхитжинов использовал чужой аккредитационный бэйдж. Кроме того внешний вид оператора вызвал вопросы у сотрудников Аппарата Жогорку Кенеша. Э.Ниязов получил выговор за действия Р.Зюльхитжинова.
На рассмотрении жалобы присутствовали обе стороны. Р.Зюльхитжинов признал, что действовал в нарушении внутренних правил Жогорку Кенеша и принес Э.Ниязову извинения. Э.Ниязов обратился к Комиссии с просьбой также определить минимальные требования для внешнего вида журналистов и операторов, посещающих заседания парламента.
Комиссия, учитывая позицию Р.Зюльхитжинова, ограничилась решением в форме Предупреждения. На просьбу Э.Ниязова определить минимальные требования для внешнего вида журналистов и операторов, посещающих заседания парламента Комиссия ответила, что такими полномочиями не наделена.

7) Жалоба ОО «Голос свободы» на публикацию «Кто порезал посланницу» в газете «Дело №» от 08. 10. 2008 г.

Заявитель обратился в Комиссию с просьбой дать оценку публикации в материале «Кто порезал посланницу» фотографий, имен и фамилий несовершеннолетних, подозреваемых в нападении на посла КР в Индии И.Оролбаеву. Кроме того, заявитель просил Комиссию содействовать публикации полной информации о расследовании данного преступления. По информации ОО «Голос свободы» к подозреваемым в данном преступлении несовершеннолетним применялись пытки. Возбуждено уголовное дело, идет расследование.
Газета «Дело №» в рассмотрении жалобы не участвовала. Комиссия поддержала просьбу ОО «Голос свободы» к газете «Дело №» о публикации полной информации об обстоятельствах расследования нападения на И.Оролбаеву. В своем протоколе Комиссия обратила внимание газеты «Дело №» на то, что по международным стандартам и этическим нормам не приветствуется публикация фотографий, имен, фамилий, других сведений, по которым можно идентифицировать личности подозреваемых. Кроме того, публикация подобных сведений не должна осуществляться без разрешения родителей, опекунов или законных представителей несовершеннолетних.

8) Жалоба Азизы Абдирасуловой и Динары Ошурахуновой на публикацию в газете «Агым» от 16. 01. 2009 г. фотографий О.Текебаева и неизвестной женщины.

Заявители обратились в Комиссию с просьбой дать оценку публикации фотографий О.Текебаева и неизвестной женщины, а также проведение денежного конкурса на опознание женщины.
Газета «Агым» в рассмотрении жалобы участия не принимала.
Комиссия обратилась к заявителям с просьбой предоставить дополнительные документы для вынесения мотивированного решения.
Рассмотрение жалобы ожидается в ближайшее время.

9) Жалоба ОО «Психическое здоровье и общество» на публикацию «Психиатрический взрыв» в газете «Вечерний Бишкек» от 24. 10. 2008 г.

Заявитель обратился в Комиссию с просьбой дать этическую оценку публикации «Психиатрический взрыв» и призвать редакцию газеты «Вечерний Бишкек» опубликовать письмо – претензию. По мнению заявителя автор статьи изложил лишь мнение администрации Республиканского Центра психического здоровья (РЦПЗ) и её генерального директора А. Бегматова о попытке выдворения из РЦПЗ Информационно-правового центра, осуществляющего защиту прав пациентов больницы.
Жалоба будет рассмотрена в ближайшее время.

10) Комитета ЖК КР по этике и регламенту на публикации в газете «Агым» о депутате А.Кенжебаевой.

Заявитель обратился в Комиссию с просьбой дать этическую оценку двум публикациям в газете «Агым» о поездке депутат ЖК КР А.Кенжебаевой в Малайзию. Первая публикация изложена как слух о поведении А.Кенжебаевой в Малайзии. Вторая публикация содержит обещание опубликовать материалы об использовании служебного автомобиля А.Кенжебаевой.
Свои претензии заявитель и депутат А.Кенжебаева изложили на заседании Комитета ЖК КР по этике и регламенту, куда был приглашен председатель Комиссии А.Кулинский. Комиссия пригласила газету «Агым» принять участие в рассмотрении жалобы. Через некоторое время газета «Агым» сообщила, что уладила конфликт с депутатом А.Кенжебаевой. Сейчас Комиссия проверяет эти сведения. Если информация подтвердиться, то Комиссия работу над жалобой прекратит.

11) Жалоба правозащитников Дмитрия Кабака и Бурул Макенбаевой на публикацию «Максим, ты не прав!» (автор А.Петров) на сайте информационного агентства «24.kg».

Заявители обратились в Комиссию с просьбой дать этическую оценку публикации Артема Петрова «Максим, ты не прав!» о деятельности правозащитника Максима Кулешова.
Комиссия провела предварительное рассмотрение жалобы, но не смогла определиться с тем, есть ли в публикации основание для жалобы. В ближайшее время будет проведено предварительное рассмотрение жалобы с участием заявителей.

Экономический эффект для редакций

Кроме всего прочего, рассмотрение Комиссией жалоб имеет вполне реальный экономический эффект для редакций. Каждая рассмотренная жалоба позволила редакциям сэкономить средства, которые были бы потрачены на судебные издержки.
По подсчетам Института Медиа Представителя судебные затраты могут составлять от 10 до 111 тысяч сомов. В судах установилась практика, когда по гражданским искам о защите чести, достоинства, деловой репутации выносятся иски в среднем от 5 до 20 тысяч сомов. Следовательно судебные затраты по отдельно взятой жалобе, рассмотренной Комиссией, могли бы составить от 15 до 131 тысячи сомов. Если бы жалобы 1, 2, 4, 5, 7, 8, 10 были рассмотрены в судах, а не в Комиссии, то общая сумма затрат этих редакций могла бы составить в среднем от 105 до 917 тысяч сомов. То есть Комиссия помогла отечественным СМИ сэкономить немалую сумму денег.

Культивация этических норм и правил в среде действующих журналистов

В 2009 году Комиссия начинает ряд мероприятий в этом направлении. В ближайшее время, а затем и в конце года мы проведен ряд тренингов для журналистов всех регионов страны. Мы решили, что мало рассказывать о всех положениях Этического кодекса журналиста Кыргызстана. В этом году мы решили сосредоточиться на отдельных его пунктах. Это освещение жизни детей, судебных разбирательств и преступлений, чрезвычайных ситуаций и катастроф, террористических атак и антитеррористических операций.
Проблемы с профессиональным освещением жизни несовершеннолетних стоит в нашей стране давно. К сожалению, пока в этой области журналистики у нас нет существенных сдвигов. Комиссия постарается выработать оригинальные методики внедрения этических норм освещения жизни несовершеннолетних.
Практика показывает, что лишь немногие журналисты в нашей стране могут грамотно освещать судебные разбирательства и преступления. В стране пока нет методической базы по этим вопросам. И перед Комиссией стоит задача создать совместно с журналистским сообществом эту базу.
Многочисленные ошибки, совершенные нашими журналистами при освещении последствий прошлогодней авиакатастрофы показали, что наша журналистика оперативна, но беспощадна к родственникам погибших. Между тем, в мире давно выработаны нормы поведения журналиста в подобных ситуациях. И такие нормы должны появиться в нашей журналистики. Ведь, к нашему сожалению, мы живем в стране, где природные катастрофы случаются довольно часто.
Тема террористических атак и антитеррористических операций пока не злободневна для нас. Но это не значит, что у нас не случатся подобные ситуации. Думается, что к этому стоит начать готовиться заранее.
Материалы по всем четырем тематикам будут разработаны Комиссией в этом году и представлены журналистскому сообществу на тренингах, которые будет проводить Комиссия. В нынешнем году мы хотим попробовать систему тренингов внутри отдельных редакций. То есть, мы хотим поработать с целым коллективом, а не с отдельным журналистом.
Кроме того, мы надеется, что в этом году нам удастся провести мониторинг СМИ страны и определить, где именно чаще всего ошибаются журналисты. Также, мы готовы оказывать редакциям консалтинговые услуги и проводить предварительный мониторинг материалов, готовящихся к выходу в свет.

Образовательная деятельность и культивация этических норм и правил в студенческой среде

Комиссия уделяла и будет уделять большое внимание образовательной деятельности. Мы считаем, что вопросы этичного поведения журналиста должны подниматься еще в вузе. Студенческая среда более восприимчива к новым идеям. В 2008-начале 2009 года Комиссия активно вела работу со студентами-журналистами. Комиссия провела специальные встречи со студентами БГУ им. К.Карасаева и КГТУ им. И.Раззакова, КНУ им. Махмуда Кашгари. В ближайшее время Комиссия планирует провести аналогичные встречи в МУКе, ОшГУ, других заинтересованных вузах.

В 2008 году при поддержке ОБСЕ членом Комиссии Черемениной Е. было разработано учебное пособие для преподавателей и студентов вузов по предмету «Этика журналистики». В нынешнем году Комиссия постарается выпустить учебное пособие «Профессиональная этика журналиста» на кыргызском языке.
25-26 марта нынешнего года Комиссия при поддержке представительства Internews Network в Кыргызстане, ОО TV-club, БГУ и ОО «Центр информационного права» провела тренинг для преподавателей предмета «Профессиональная этика журналиста» «Как преподавать профессиональную этику студентам-журналистам?». В качестве тренеров выступили Татьяна Тихомирова, вице-президент Высшей Школы журналистики (г. Москва), председатель Комиссии Александр Кулинский, член Комиссии Елена Череменина. В тренинге приняли участие преподаватели 10 из 12 вузов, имеющих факультеты или кафедры журналистики.

Консолидация журналистского сообщества

По мере своих возможностей Комиссия активно работала и в направлении «Консолидация журналистского сообщества». С этой целью Комиссия выступила одним из организаторов встречи медиа НПО с министром культуры С.Раевым. В этом году мы инициируем аналогичную встречу. Комиссия совместно с ОО «Журналисты» вела работу по организации встреч с президентом и премьер-министром, которые, к сожалению, были отменены. На наш взгляд работа с государственными структурами необходима. В первую очередь для того, чтобы доносить свое мнение до властей и в дальнейшем отстаивать свои позиции.
Весь 2008 год Комиссия принимала активное участие в борьбе с законопроектом «О телевидении и радиовещании», затем в разработке и продвижении поправок к принятому закону. С целью консолидации телерадиокомпаний Комиссия принимала участие в круглых столах Института Медиа Представителя (ИМП), поддержанные представительством Internews Network в Кыргызстане, по обсуждению поправок к данному закону во всех регионах страны.
По приглашению ИМП Комиссия приняла участие в «Медиа-поезде», который проехал по всем регионам страны, и встретилась с чиновниками и активистами гражданского общества регионов.
В конце прошлого года Комиссия включилась в процесс создания профсоюза журналистов. На данном этапе Комиссия совместно с ОО TV-club проводит опрос о том, каким бы хотели видеть профсоюз работники СМИ.
В общем, Комиссия готова к диалогу со всеми потенциальными партнерами из медиа сообщества, ставящими перед собой цели: развитие отечественной журналистики; образование в области журналистики; защита свободы слова; защита профессиональных и социальных прав сотрудников СМИ, и, конечно, культивация этических норм и правил в отечественной журналистике.

Уважаемые коллеги!

Нам бы очень хотелось найти понимание среди вас. Многие считают, что этические нормы и правила – это некая форма самоцензуры. Уверен, что это совершенно не так. В тех странах, где демократия существует уже давно, этические нормы и правила являются атрибутом профессионального цивилизованного журналиста, который уважает своего читателя (слушателя, зрителя). В нашей же стране этические нормы важны еще и для того, чтобы выжить. Сегодняшняя журналистика Кыргызстана превратилась в минное поле. Каждый шаг любого из нас может привести к серьезным последствиям для нас самих. Этические нормы и правила позволят действующему журналисту найти безопасную тропинку на этом минном поле. И задача Комиссии помочь журналистам в поиске этих безопасных троп.

Председатель комиссии Александр Кулинский

Комментариев нет:

Отправить комментарий