вторник, 27 октября 2009 г.

Отчет по техническому заданию на разработку и внедрение рекомендаций по совершенствованию законодательства по СМИ в контексте профилактики, лечения и снижения вреда от ВИЧ и наркомании

Настоящий отчёт содержит рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы КР с целью активизации участия республиканских СМИ в противодействии эпидемии ВИЧ и минимизации ее последствий.

В соответствии с Техническим заданием было предложено внести соответствующие дополнения в нормативные акты, регламентирующие механизмы мониторинга и контроля деятельности СМИ – в части, касающейся актуальных социальных проблем.

Нижеследующая таблица представляет выработанные рекомендации:

№ Наименование нормативно-правового акта Предлагаемые рекомендации
1 Закон КР «О рекламе»
от 24 декабря 1998 N 155 Внести в Закон Кыргызской Республики «О рекламе» следующие изменения и дополнения:
1. Статью 2 дополнить абзацем следующего содержания:
«Социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и общественно полезных целей, а также обеспечение социальных интересов государства в сфере: просвещения, обеспечения здоровья населения; защиты женщин, детей и молодежи; лиц с ограниченными возможностями; пенсионеров; пропаганды спорта и здорового образа жизни; профилактики ВИЧ/СПИДа, туберкулёза, ИППП, гепатита «С» и других опасных инфекционных заболеваний, табачной, алкогольной, наркотической и лекарственной зависимости»;
2. Абзац 1 пункта 1 статьи 18 исключить;
3. Абзац 1 пункта 3 статьи 18 после слова «рекламодателям» дополнить словами «доступное для просмотра целевой аудиторией»;
4. Статью 18 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
«Отказ средства массовой информации в предоставлении эфирного времени и основной печатной площади для социальной рекламы влечет ответственность в порядке, предусмотренном действующим законодательством»;
5. Главу IV дополнить статьей 26-1 «Полномочия и ответственность Министерства культуры и информации в области социальной рекламы» следующего содержания:
«1. Министр культуры и информации КР осуществляет мониторинг и контроль над исполнением СМИ законодательства Кыргызской Республики в части, касающейся социальной рекламы, в том числе:
- требует предоставления отчетов от руководителей государственных СМИ о соблюдении 5% лимита предоставления эфирного времени и общей печатной площади под социальную рекламу, в соответствии с настоящим законом;
- в начале каждого календарного года, не позднее 1-го февраля, каждая подведомственная Министерству культуры и информации теле-радиовещательная и печатная организация сообщает Министру о количестве и продолжительности газетного и вещательного социального рекламного пространства, использованного в течении прошедшего года для информации, связанной с просвещением, обеспечением здоровья населения; защитой женщин, детей и молодежи; лицами с ограниченными возможностями; пенсионерами; пропагандой спорта и здорового образа жизни; профилактикой ВИЧ/СПИДа, туберкулёза, ИППП, гепатита «С» и другими опасными инфекционными заболеваниями, табачной, алкогольной, наркотической и лекарственной зависимостью;
- осуществляет: анализ информации от СМИ, касающейся социальной рекламы; оценку количественных, временных лимитов и удобных для просмотра целевой аудиторией временных отрезков, предоставляемых под социальную рекламу;
- направляет СМИ предписания о прекращении нарушений законодательства Кыргызской Республики, касающегося социальной рекламы;
2. Министр предоставляет Правительству КР к 1-му марта текущего года соответствующий мониторинговый отчет о ситуации в сфере актуальной социальной рекламы».

2 Закон «О средствах массовой информации»
от 2 июля 1992 N 938-XII Внести в Закон Кыргызской Республики «О средствах массовой информации» следующие изменения и дополнения:
Главу II дополнить статьей 14-1 следующего содержания:
«Статья 14-1. Социальная реклама
Средства массовой информации обязаны предоставлять установленный законодательством лимит эфирного времени и основной газетной площади под социальную рекламу: в печатной рекламе в пределах 5% основной газетной площади печатного издания, на телевидении и радио - в объеме не менее 30 секунд в час. Социальная реклама, рекламодателями которой являются органы государственной власти и органы местного самоуправления, не входит в эти лимиты».

3 Закон «О телевидении и радиовещании»
от 2 июня 2008
N 106 Внести в Закон Кыргызской Республики «О телевидении и радиовещании» следующие изменения и дополнения:
Статью 19 дополнить абзацем следующего содержания:
«Телерадиоорганизации в обязательном порядке обязаны предоставлять установленный законодательством лимит эфирного времени под социальную рекламу».

4 Закон КР «О социальном заказе» Внести в Закон Кыргызской Республики «О социальном заказе» следующие изменения и дополнения:
1. Абзац 3 статьи 1 после слов «социально-экономических задач и» дополнить словами «актуальных общественных и государственных проблем в сфере просвещения, обеспечения здоровья населения; защиты женщин, детей и молодежи; лиц с ограниченными возможностями; пенсионеров; пропаганды спорта и здорового образа жизни; профилактики ВИЧ/СПИДа, туберкулёза, ИППП, гепатита «С» и других опасных инфекционных заболеваний, табачной, алкогольной, наркотической и лекарственной зависимости».
2. Статью 3 дополнить абзацем следующего содержания: «активизация участия гражданского сектора и обеспечение информационной поддержки общественных кампаний в сфере актуальной социальной рекламы».
3. Пункт 2 статьи 5 после слов «образа жизни» дополнить словами «профилактика ВИЧ/СПИДа, других опасных инфекционных заболеваний и наркотической зависимости, а также в сфере снижения вреда».
4. Добавить статью 8-1 «Финансирование государственного тендера на размещение социальной рекламы в СМИ» следующего содержания:
«Финансирование государственного тендера на размещение социальной рекламы в СМИ осуществляется за счет государственного бюджета Кыргызской Республики».
5. Добавить статью 9-1 «Об организации и проведении государственного тендера на размещение социальной рекламы» следующего содержания:
«Министерство культуры и информации КР ежегодно в срок к 1-му февраля текущего года проводит государственный тендер на размещение социальной рекламы, касающейся актуальных общественных и государственных проблем в сфере: просвещения; обеспечения здоровья населения; профилактики ВИЧ/СПИДа, других опасных инфекционных заболеваний и наркотической зависимости, а также в сфере снижения вреда».

5 Кодекс об административной ответственности КР от 4 августа 1998
N 114 Внести в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности следующие дополнения и изменения:
Главу 23 раздела II дополнить статьей 315-1 следующего содержания:
«Статья 315-1 Необоснованный отказ в предоставлении эфирного времени и основной печатной площади для социальной рекламы
Отказ средства массовой информации в предоставлении эфирного времени и основной печатной площади для социальной рекламы в нарушение законодательства КР «О рекламе», равно как и несоблюдение установленных лимитов предоставления основной газетной площади и эфирного времени -
влечет наложение административного штрафа в размере 100 минимальных расчетных показателей».

В процессе осуществления работ по Техническому заданию возникла необходимость выработки дополнительных, сверх предусмотренных Техническим заданием, рекомендаций, касающихся вопросов налогообложения СМИ. В связи с этим, предлагаем продолжить работу в намеченном направлении с целью проведения дополнительного анализа налогового законодательства на предмет выработки рекомендаций по созданию благоприятных налоговых условий и льгот для СМИ, размещающих социальную рекламу. Требуется включить положения об освобождении СМИ от уплаты налогов, поскольку средства массовой информации не только отдают под социальную рекламу эфирное время и площади (работают в убыток), но также еще и платят налоги за это. Предложение заключается во внесении в Закон «О рекламе» статей по регулированию налогообложения.

В данной ситуации возникает ряд следующих проблем: кто будет контролировать весь процесс налогообложения, за какой процент рекламы надо брать налоги, за какой нет. В качестве альтернативы при размещении социальной рекламы предлагается ввести пометку «на правах социальной рекламы». В таком случае Антимонопольный комитет мог бы отслеживать размещаемую под этой пометкой рекламу на предмет соответствия нормам и понятиям социальной рекламы. Однако, в данном случае необходимо создать экспертную организацию, орган, который бы занимался классификацией и экспертизой продуктов, размещаемых как социальная реклама, контролировал выход социальной рекламы на рынок и отслеживал норматив использования того самого 5% лимита размещения социальной рекламы в СМИ и рекламном пространстве.

Еще одной альтернативой является возможность возложения функций мониторинга и контроля рекламного пространства на Министерство культуры и информации КР. В таком случае, необходимо будет разработать соответствующую Инструкцию Министерства культуры и информации КР.

Считаем необходимым, на основании выработанных рекомендаций, проведение дальнейших мероприятий по их внедрению в нормативную базу. Для этого требуется привлечение лиц, принимающих решения и совместное лоббирование законодательных инициатив.




Отчет подготовила
Эксперт-юрист А.Балыбаева

Комментариев нет:

Отправить комментарий